<meta property="og:image" content="">
Санкт-Петербург: +7 812 334-13-23 Москва: +7 495 668-04-55 En

Зачем фасилитатору сертификация?

3 мая 2018 года Андрей Колесников, CEO PowerLexis, получил международную сертификацию CPF IAF. В связи с этим мы решили рассказать, зачем она нужна и как ее получить.

 

Для любого пользователя продуктами и услугами сертификат означает качество и соответствие определенному уровню.
Фасилитаторы — не исключение. При выборе специалиста по фасилитации в любой стране мира европейские и американские компании будут обращать внимание на наличие «гаранта качества и уровня», т.е. на наличие профессиональной сертификации Certified™ Professional Facilitator (СPF), которую проводит Международная Ассоциация Фасилитаторов (IAF) – самая значимая сертификация профессиональных фасилитаторов, признаваемая во всем мире и гарантирующая мастерство и высокий уровень специалиста.

В России профессия фасилитатора относительно новая, и пока получение международного сертификата не получило широкого распространения. Но для специалистов из России прохождение сертификации – это возможность заявить о себе
на международном уровне, возможность оценить себя как специалиста, получить обратную связь от профессионалов
с десятилетним стажем, войти в международное сообщество и развиваться уже в рамках высоких стандартов.

 

Прохождение сертификации СPF состоит из заочного и очного этапов.

CЕРТИФИКАЦИЯ CPF. ЗАОЧНЫЙ ЭТАП

Желательно начать подготовку к сертификации минимум за полгода. Тогда вы сможете готовиться в спокойном режиме, без стресса и жестких дедлайнов. Каждому желающему получить сертификацию назначают асессора – фасилитатора, который уже имеет сертификат CPF IAF и большой опыт фасилитации разноплановых проектов. Асессор проводит первичное заочное интервью с кандидатом, курирует процесс подготовки и предлагает кейс для защиты. Решение кейса разрабатывается самостоятельно, и потом на его основе проводится очный этап. Сбор документов предполагает подробное описание опыта работы фасилитаторов на примере минимум семи сессий. Одну из сессий необходимо разобрать максимально подробно.

 

Кроме опыта и образования, фасилитатор должен продемонстрировать, что владеет шестью компетенциями фасилитатора,
и показать глубокое понимание этики IAF.

 

КАКИХ ЭТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ДОЛЖЕН ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ФАСИЛИТАТОР

Этика фасилитатора включает кодекс моральных правил, которые нужно знать и cоблюдать. Этический кодекс фасилитатора был принят в 2004 году членами IAF по всему миру. Мы его перевели и делимся с вами.

 

 

1. РАБОТА С КЛИЕНТОМ

Мы обслуживаем наших клиентов, используя наши компетенции в фасилитации при проведении групповой работы, чтобы повысить ценность работы клиентов. Мы тесно сотрудничаем с нашими клиентами, чтобы понять их ожидания. Наша цель предоставлять услуги таким образом, чтобы группа давала желаемые результаты. Мы несем ответственность за то, чтобы мы были компетентны в этом. Если группа решит, что она должна идти в направлении, отличном от того, что первоначально предназначалось либо группой, либо ее представителями, наша роль состоит в том, чтобы помочь группе продвинуться вперед, гармонично свести первоначальное намерение с новым.

 

2. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Мы открыто признаем любой потенциальный конфликт интересов. Прежде чем согласиться работать с нашими клиентами, мы открыто и честно обсудим любой возможный конфликт интересов, личную предвзятость, предварительное знание организации или любой другой вопрос, который может быть воспринят как препятствующий эффективной работе. Это делается для того, чтобы мы смогли принять обоснованное решение о продолжении работы и предотвратить недоразумения, которые могут повлиять на успех сессии, доверие клиентов и на настрой фасилитатора.

 

3. АВТОНОМИЯ ГРУППЫ. МЫ УВАЖАЕМ КУЛЬТУРУ, ПРАВА И АВТОНОМИЮ ГРУППЫ

Мы стремимся к осознанному участию группы в процессе. Мы не навязываем ничего, что может повлиять на благосостояние
и достоинство участников, свободу выбора или доверие к процессу.

 

4. ПРОЦЕССЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ. МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ПРОЦЕССЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОТВЕТСТВЕННО

В диалоге с группой или ее представителями мы разрабатываем процессы, которые позволят достичь целей группы, а также выбираем и адаптируем наиболее подходящие методы и инструменты. Мы избегаем использования процессов, методов
или инструментов, которыми владеем недостаточно или которые не соответствуют потребностям группы.

 

5. УВАЖЕНИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ДОВЕРИЕ

Мы стремимся создать среду уважения и безопасности, где все участники уверены, что они могут свободно говорить
и не бояться за индивидуальные границы. Мы используем наши навыки, знания, инструменты и мудрость, чтобы выявлять
и уважать намерения всех участников.

 

6. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ. МЫ ПРАКТИКУЕМ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОНТЕНТУ

В то время как участники приносят знания и опыт в работу группы, мы приносим знания и опыт для организации эффективной групповой работы. Мы следим за тем, чтобы минимизировать наше влияние на результаты группы.

 

7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. МЫ СОХРАНЯЕМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Мы соблюдаем конфиденциальность всей информации о клиенте. Поэтому мы не обмениваемся информацией о клиенте внутри организации или за ее пределами, а также не сообщаем о содержании групповой работы, а также о личных мнениях
или поведении членов группы без их согласия.

 

8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мы несем ответственность за постоянное совершенствование наших навыков и знаний в фасилитации. Мы постоянно учимся
и развиваемся. Мы ищем возможности улучшить наши знания и навыки для повышения квалификации.

ОЧНЫЙ ЭТАП

Очный этап может проходить в любой стране мира, где есть представительство IAF. Очный этап состоит из трех
частей: входное интервью, фасилитационная сессия по заранее подготовленному кейсу и заключительное интервью. Входное интервью длится 30 минут и его проводят два асессора. Затем каждый фасилитатор проводит 30-минутную фасилитацию, участниками которой становятся другие фасилитаторы и асессоры. В заключении проводится еще одно 30-минутное интервью с асессорами с тем, чтобы проанализировать успешность сессии, свои впечатления.

 

Прохождение всех этапов не гарантирует получение сертификата, но гарантирует получение бесценного профессионального опыта, компетентную обратную связь от профессионалов с многолетним опытом.

 

В мае 2018 года Андрей Колесников, управляющий собственник PowerLexis, получил сертификацию CPF сроком на три
года. В России на данный момент всего пять специалистов, имеющих статус международного уровня. Асессором Андрея Колесникова стала англичанка Lindsey Summer, получившая CPF в 1999. Очную сертификацию в Канаде вместе с Андреем Колесниковым проходили 5 фасилитаторов: двое из Канады, двое из США и один из России. Асессоры представляли Англию, Италию, Канаду, Китай и Сингапур. Прошли сертификацию 3 человека из 5.

 

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФАСИЛИТАТОРА (СОГЛАСНО СТАНДАРТАМ IAF)

Фасилитаторы IAF (Международной Ассоциации Фасилитаторов) разработали модель компетенций, которая включает шесть категорий: установление отношений с клиентом, планирование подходящих групповых процессов, создание среды
для совместных действий, управление группой для достижения необходимых результатов, овладение и совершенствование профессиональных знаний, позитивность в профессиональных отношениях.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ:

 

1. Выстраивает партнерские отношения:
    • разъясняет взаимные обязательства;
    • вырабатывает консенсус в отношении задач, результатов, ролей и обязанностей;
    • демонстрирует объединяющие ценности, лежащие в основе фасилитации.

 

2. Разрабатывает и адаптирует инструментарий для изучения потребностей клиентов:

    • анализирует организационную среду;
    • выявляет потребности клиента;
    • разрабатывает подходящие модели для достижения намеченных результатов;

    • определяет вместе с клиентом особенности продукта и результата.

 

3. Эффективно управляет событиями:
    • заключает договор с клиентом;
    • разрабатывает план мероприятия;
    • успешно проводит мероприятие;
    • оценивает степень удовлетворенности клиента на всех этапах мероприятия или проекта.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДХОДЯЩЕГО ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА:

 

1. Выбирает методы и процессы, которые:
    • побуждают к активной совместной работе с учетом культурных особенностей, норм и различий между участниками;
    • вовлекают в процесс людей с различными стилями обучения и способами мышления;

    • обеспечивают высокое качество продукта/результата, который отвечает потребностям клиентов.

 

2. Планирует время и подготавливает пространство для проведения группового процесса:
    • организует физическое пространство для достижения цели процесса;
    • планирует эффективное использование времени;
    • обеспечивает эффективную атмосферу для сессий.

 

СОЗДАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ:

 

1. Демонстрирует эффективное участие и навыки межличностного общения:
    • использует различные процессы, обеспечивающие участие и вовлеченность;
    • демонстрирует эффективные вербальные навыки коммуникации;
    • налаживает контакт с участниками;
    • практикует активное слушание;
    • демонстрирует способность наблюдать и обеспечивает обратную связь участникам.

 

2. Уважает и признает разнообразие, обеспечивает открытость:
    • поощряет положительное отношение к опыту и восприятию всех участников;
    • создает атмосферу безопасности и доверия;
    • создает возможности для участников извлечь выгоду от разнообразия группы;
    • развивает культурную осведомленность и чувствительность.

 

3. Управляет групповым конфликтом:
    • помогает участникам выявлять и анализировать их предположения;
    • распознает конфликт и признает его роль в обучении группы, достижении ею зрелости;
    • обеспечивает безопасную среду для выведения конфликта на поверхность;
    • управляет агрессивным поведением группы;
    • поддерживает группу при разрешении конфликта.

 

4. Пробуждает креативность группы:
    • выявляет стили обучения и мышления участников;
    • стимулирует творческое мышление; принимает все идеи;
    • использует подходы, которые наилучшим образом соответствуют потребностям и возможностям группы;
    • стимулирует и направляет групповую энергию.

 

РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

 

1. Управляет группой с помощью ясных методов и процессов:
    • устанавливает четкие рамки для фасилитационной сессии;
    • активно слушает, задает вопросы, резюмирует, чтобы понять ощущения и мысли группы;
    • распознает моменты, когда группа отклоняется, и направляет на решение задачи;
    • управляет процессом в малой и большой группе.

 

2. Содействует группе в осознании ее задач:
    • варьирует темп деятельности в соответствии с потребностями группы;
    • выявляет информацию о потребностях группы, вытягивает данные и инсайты из группы;
    • помогает группе осознать и синтезировать структуры, тенденции, коренные причины, рамки для действий;
    • помогает группе в осознании своего опыта.

 

3. Руководит группой для достижения консенсуса и желаемых результатов:
    • использует различные подходы для достижения консенсуса в группе и целей группой;
    • адаптирует процесс в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностями группы;
    • оценивает продвижение группы и сообщает о прогрессе;
    • способствует завершению задач.

 

ОВЛАДЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ:

 

1. Понимает динамику изменений;


2. Владеет теорией обучения и мышления;


3. Владеет разнообразными методами фасилитации:
    • моделями решения проблем и принятия решений;
    • разнообразными групповыми методами и техниками;
    • знает последствия неправильного использования групповых методов;
    • отличает процесс от задач и содержания;
    • изучает новые методы и модели для удовлетворения возникающих потребностей и достижения изменений, необходимых клиенту.

 

4. Поддерживает профессиональный статус:
    • занимается исследованиями/обучением, связанными с групповыми процессами;
    • постоянно изучает новую информацию в области фасилитации;
    • постоянно учится, анализируя свой опыт;
    • совершенствует свои знания и участвует в работе профессионального сообщества;
    • признает профессиональную сертификацию.

 

ПОЗИТИВНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ:

 

1. Сознает и оценивает себя:
    • анализирует свое поведение и результаты;
    • действует в соответствии с личными и профессиональными ценностями;
    • изменяет поведение, стиль, чтобы соответствовать потребностям группы;
    • осознает потенциальное влияние ценностей фасилитатора на работу с клиентами.

 

2. Ведет себя честно и открыто:
    • демонстрирует веру в группу и ее возможности;
    • подходит к ситуации непредвзято и с позитивным отношением;
    • описывает ситуации, как он их видит, и выясняет различные точки зрения.

 

3. Верит в групповой потенциал и соблюдает нейтралитет:
    • уважает мудрость группы; поддерживает веру в потенциал и опыт других;
    • старается минимизировать свое влияние на результаты группы;
    • занимает непредвзятую, необоронительную, безоценочную позицию.