Санкт-Петербург: +7 812 334-13-23 Москва: +7 495 668-04-55 En

Фасилитация — хайп или нет?

 

Андрей Колесников, сертифицированный фасилитатор IAF Certified™ Professional Facilitator, CEO PowerLexis, представил свою точку зрения на вопрос, кто такой профессиональный фасилитатор, и проанализировал основные заблуждения, царящие на рынке фасилитационных услуг сегодня.

 

Все чаще в социальных сетях встречаются запросы: «Порекомендуйте, пожалуйста, профессионального фасилитатора…». И тут же появляются десятки, а иногда и сотни фамилий. Смотришь на многих и думаешь: «И причем тут фасилитация?».

 

Дело в том, что сейчас очень многие считают себя фасилитаторами: тренеры, консультанты, психологи, эксперты по стратегии, коучи, топ-менеджеры, эйчары, ведущие конференций… «Тут же все очень просто: я часто работаю с группой и карточки на стену клеить тоже умею… А слово фасилитация – это всего лишь хайп, по сути ничего сложного нет».

Являются ли они фасилитаторами на самом деле? Возможно, но далеко не всегда. По умолчанию никто из них не является фасилитатором и тем более профессиональным фасилитатором.

Тренер ≠ фасилитатор
Консультант ≠ фасилитатор
Эксперт по стратегии ≠ фасилитатор
Менеджер высшего звена ≠ фасилитатор
Ведущий конференций ≠ фасилитатор
Психолог ≠ фасилитатор
Эйчар ≠ фасилитатор
Коуч ≠ фасилитатор
и так далее.

Конечно, многие из перечисленных могут использовать приемы фасилитации в своей работе. Но это по умолчанию не делает их фасилитаторами. Например, если вы используете в своей работе SWOT-анализ, это автоматически не означает, что вы маркетолог. Если вы иногда используете Photoshop для обработки личных фотографий, то вы автоматически не становитесь дизайнером. Если вы в путешествиях общаетесь на английском, то это не делает вас переводчиком, тем более, синхронным переводчиком.

Некоторые из списка могут действительно быть не только тренерами, коучами, эйчарами, но и фасилитаторами или профессиональными фасилитаторами. Я, например, вырос в профессионального фасилитатора из управленца, маркетолога и тренера, навыки и опыт в этих сферах мне очень сильно помогли.

Так что же такое фасилитация и кто такой фасилитатор? Есть много определений, мне нравится следующее:
«Фасилитация (англ. facilitate – облегчать, помогать) – профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на обсуждение, прояснение и достижение группой поставленных целей».

Что важно в этом определении:
1. «Организация процесса групповой работы». Фасилитатор отвечает именно за процесс. Он обязан знать много разнообразных методов работы с группой, а также уметь с ней работать. Фасилитатор не имеет право влезать в контент обсуждения, высказывать свое мнение или предлагать идеи по содержанию, он беспристрастен и нейтрален. Вместе с тем он умеет применить такие методы и задавать такие вопросы, чтобы обсуждения были глубокими и участники докапывались до сути.

2. «Профессиональная» – организовывать процесс групповой работы можно по-разному. Можно просто готовить дома, а можно быть признанным шеф-поваром. Также и с фасилитацией. Лучше всего про профессионализм расскажут компетенции и этика фасилитатора (можно почитать на странице IAF Russia Chapter). Например, при прохождении международной сертификации CPF IAF основной акцент делается именно на соответствии фасилитатора компетенциям и этике.

3. «Группа» – фасилитатор всегда работает с группой (пусть это будет даже 2 человека), а не с личностью. Причем фасилитатор ориентирован на решение конкретной бизнес-задачи, которую может решить группа.

 

4. «Обсуждение, прояснение и достижение целей» – одна из задач фасилитатора выстроить процесс обсуждения таким образом, чтобы все участники имели возможность высказать свое мнение (а не только самые активные), чтобы все поняли, кто что имел ввиду на самом деле, а также совместно пришли к единому и разделяемому всеми решению.

 

5. «Поставленных целей» – заказчик должен четко поставить цели фасилитации и согласовать с фасилитатором. Если заказчик не понимает, зачем ему нужна сессия, то профессиональный фасилитатор не имеет права ее проводить.

Почему же так много людей воспринимают фасилитацию как хайп и считают, что они могут профессионально фасилитировать?

Думаю, дело в эффекте Да́ннинга — Крю́гера. Это «метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации».

 

Таким образом, основная рекомендация для всех, кто изучает эту относительно новую и интересную профессию, учиться действительно у профессиональных экспертов, которые смогут раскрыть всю глубину фасилитации и помочь вам в дальнейшем развитии.

PS.: Это можно сделать, например, присоединившись к программе обучения фасилитации Master of Business Facilitation, в рамках которой запланирован приезд фасилитаторов международного уровня. Программа запущена совместными усилиями компаний PowerLexis и F-Point. В плане на ближайшее время — тренинги в Санкт-Петербурге и Москве от гуру фасилитации Лэрри Филбрука, одного из учредителей Международной Ассоциации Фасилитаторов (IAF).