<meta property="og:image" content="">
Санкт-Петербург: +7 812 334-13-23 Москва: +7 495 668-04-55 En

7 правил групповых дискуссий

На острове Русский в рамках образовательного интенсива «Остров 10-21» летом 2018 года Андрей Колесников, сертифицированный фасилитатор и CEO PowerLexis, решил немного отдохнуть от своей профессиональной деятельности — фасилитации (некоторые называют это модерацией) и побыть в роли обычного участника групповых дискуссий, чтобы лучше увидеть и прочувствовать процесс обсуждений с другой стороны.

 

По итогам мероприятия Андрей приводит 7 основных наблюдений в формате Н-П-Р: Наблюдение (Н) — Проблема (П) — Рекомендация (Р).


  1. Н: Ведущий дискуссии часто сам «захватывает» пространство обсуждения, пользуясь своей властью.
    П: Дискуссия превращается в лекцию, участники скучают, в группе появляется раздражение из-за невозможности озвучить свое мнение.
    Р: Ведущему стоит чаще находиться в независимой позиции, управляя дискуссией и предоставляя слово всем участникам. Иногда ведущему полезно разделить две роли: эксперта и фасилитатора/модератора. Например, когда ведущий берет в руку какой-нибудь необычный предмет, делая на это акцент, он в роли эксперта. Во всех остальных случаях — он фасилитатор/модератор.

  2. Н: 80% времени говорит 20% участников дискуссии: ярко выраженные экстраверты обсуждают тему между собой.
    П: Интроверты скучают, сидят молча и не имеют возможности вставить слово, напряжение возрастает, некоторые интроверты уходят, ценные мысли интровертов пропадают.
    Р: Ведущему стоит предоставлять возможность высказаться каждому, включать в процесс интровертов, останавливать экстравертов. Один из способов — ввести 2 правила «высказываем мнение не более одной минуты за подход» и «больше слушаем и слышим других» (слушать не равно слышать).

  3. Н: В эфире, чаще всего, одновременно говорят 2-5 участников.
    П: Участники не слышат друг друга и мешают остальным воспринимать информацию (представьте ощущения
    от прослушивания радио с одновременной трансляцией 2-3 станций).
    Р: Полезно ввести и жестко соблюдать базовое правило дискуссий — «правило одной радиоволны: говорит только один».

  4. Н: 95% обсуждений происходит в формате: ведущий задает вопрос, после чего участники начинают сразу высказывать идеи.
    П: Уменьшается количество оригинальных идей. У нас с вами ассоциативное мышление: как только мы слышим идею, она дает импульс к новой идее и так далее. Таким образом, обсуждение по большей части развивается на основе первой озвученной идеи, редко когда мы выходим за границы.
    Р: Сначала каждый участник самостоятельно в полной тишине фиксирует свои идеи на бумаге (3-10 минут). И только после этого все их озвучивают.

  5. Н: Ведущий ставит размытые задачи мини-группам: «Теперь обсудите выступление спикера» или «Обсудите, что вы думаете по нашей теме».
    П: Обсуждения в группе носят хаотичный характер. Время обсуждения затягивается. Сложно совместить идеи разных групп.
    Р: Полезно структурировать процесс обсуждений.
    Например, попросить аудиторию во время выступления спикера фиксировать ответы на 3 вопроса: «Что важного вы услышали?», «Какое ваше отношение к сказанному?», «Какие у вас возникли вопросы?»
    Или попросить каждую мини-группу зафиксировать результаты обсуждения в каком-нибудь шаблоне, например, «Проблема — Решение — Риски» или «Идея — Преимущества — Недостатки».

  6. Н: Часто для фиксации мыслей участников ведущий самостоятельно записывает маркером все идеи на листе флипчарта.
    П: Ответственность за идеи перекладывается на ведущего (это не участник записал идею, это ведущий так его понял). Усложняется процесс группировки идей. Время обсуждений затягивается (особенно для больших групп). 
    Р: Использовать стикеры, на которых каждый участник самостоятельно записывает свои идеи. Больше применять клейкие фасилитационные стены или бумагу для фасилитаций со спреем.

  7. Н: Многие ведущие просят аудиторию РАЗБИТЬСЯ на мини-группы.
    П: Разбиться — негативное деструктивное слово, которое влияет на атмосферу работы и разъединяет людей.
    Р: Стоит использовать фразу «давайте ОБЪЕДИНИМСЯ в мини-группы…»