Коммерсант: Работа на грани выживания

Второй год экономического кризиса несет петербургскому малому и среднему бизнесу новые риски вдобавок к уже существующим проблемам. Корреспондент BG Мария Карпенко решила узнать, какие события в будущем году сильнее всего повлияют на судьбу небольших предприятий и как городские власти планируют им помогать.

Все предприниматели, опрошенные BG, утверждают, что главные проблемы малого и среднего бизнеса (МСБ) к концу 2015 года остались прежними — это большая налоговая нагрузка и высокая стоимость заемного капитала.

По словам генерального директора PowerLexis Андрея Колесникова, в Петербурге вопрос доступности финансовых ресурсов для небольших предприятий стоит особенно остро. "В минувшем году доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16%. Тогда как среднероссийский показатель выше на 2%, а среднемировой уровень составляет 23%", — отмечает эксперт.

Если в 2016 году России не удастся выйти хотя бы на минимальный экономический рост, то кредитные ресурсы для небольших предприятий так и останутся недоступными, уверен директор петербургского филиала Уральского банка реконструкции и развития Александр Казанский. По его словам, городским властям "было бы уместно разработать программы по субсидированию процентных ставок для малого и среднего бизнеса".

В отношении налоговой нагрузки бизнес ожидают хорошие новости. Первое и самое главное — в будущем году петербургские власти не будут взимать торговый сбор, который стал бы для многих предпринимателей непомерным бременем. Есть еще несколько позитивных изменений — например, налоговые каникулы для недавно зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с численностью сотрудников не больше 15 человек, которые власти города продлили на 2016 год. А для тех предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения, в будущем году может снизиться подоходный налог: федеральный центр разрешил региональным властям самостоятельно определять для такого бизнеса ставку налога в пределах от 1 до 6%.

Промышленность загонят в "браунфилды"

Еще один вопрос, который в условиях кризиса остро стоит перед малым и средним бизнесом, особенно промышленным, — недостаток готовых помещений. Решать эту проблему петербургские власти в будущем году планируют с помощью развития индустриальных парков по модели brownfield — на базе крупных заводов. Задача правительства — "быстро выработать механизм поддержки" этих индустриальных парков, заявил в ноябре глава комитета по промышленной политике Максим Мейксин. Вице-губернатор Сергей Мовчан тогда пообещал создать рабочую группу, которая займется разработкой законопроектов, стимулирующих развитие индустриальных парков в городе.

Петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов идею развития таких парков уже поддержал. "Создание индустриальных парков для МСБ на базе крупных предприятий города позволит сократить издержки и снизить себестоимость конечной продукции, а также поможет МСБ включиться в производственную цепочку крупных предприятий", — полагает он.

Несколько brownfield-парков в Петербурге уже есть. У них и впрямь есть существенные преимущества перед greenfield-парками, создаваемыми "с нуля": владельцы заводов готовы предоставить резидентам готовое инженерное обеспечение, к тому же у них есть опыт управления промышленными объектами. Но самое главное — у крупного промышленного бизнеса, в отличие от малых и средних предприятий, есть доступ к заемному финансированию, пояснила BG исполнительный директор индустриального парка "Звезда" Валентина Артамонова.

Впрочем, есть у подобных проектов и существенные минусы. Помещения, которые заводы предоставляют под аренду, зачастую находятся в плохом состоянии, и для того чтобы привести их в порядок, нужны существенные финансовые вложения. Кроме того, резиденты жалуются на высокую арендную плату, которую арендодатели еще и поднимают в одностороннем порядке, и на короткие сроки заключения договоров. Все это мешает предпринимателям планировать свой бизнес на долгий срок.

Владельцы крупных предприятий, на базе которых создаются индустриальные парки, тоже сталкиваются с проблемами. По словам госпожи Артамоновой, получение дополнительных ресурсов по энергоснабжению — процедура дорогая и трудоемкая. К тому же, тарифы на энергоресурсы постоянно растут. Заемные средства тоже получить непросто: по-прежнему высоки и ставки, и требования банков к заемному обеспечению. "А в случае принятия решения о реализации проекта существуют риски длительного введения объектов в эксплуатацию, роста арендных ставок и требований к соавансированию и соинвестированию со стороны резидентов, — объясняет госпожа Артамонова. — Возможна и другая крайность — отказ от развития территории и снижение качества арендных площадей".

Чтобы решить все эти проблемы, необходима продуманная система мер поддержки со стороны государства, полагают эксперты. Например, как замечает Валентина Артамонова, город может предоставить владельцам индустриальных парков банковские гарантии — это упростит доступ к рынку заемного капитала. Или снизить налоговую нагрузку как на собственников, так и на резидентов. Кроме того, городские власти могли бы заморозить тарифы на энергоресурсы и упростить процедуры различных согласований. Да и вообще, со стороны города было бы уместно помочь собственникам brownfield-парков привлечь резидентов и не строить новые площадки, а сосредоточиться на поддержке уже существующих. По словам госпожи Артамоновой, это принесет выгоду как индустриальным паркам, так и городу, поскольку поможет снизить затраты на инфраструктурное обеспечение объекта.

Оригинал текста:http://http://www.kommersant.ru/doc/2882310